В помощь начинающему инструктору

 

 

 

ЗАХОДИТЕ К НАМ НА   «ОГОНЕК»!

 

 

У большинства участников наших программ впечатления по окончании смены остаются самые теплые и родные за счет ставших традиционными отрядных огоньков и общелагерных костров.  Опыт показал, что даже самые скептичные подростки в эти моменты неожиданно начинают верить в чудо раскрываемых организаторами легенд, таинственных историй, легенд, предающих жизненно важные ценности. Здесь мы стараемся дать позитивный настрой, установку на благополучное построение собственной жизни.

 

Педагогическая задача «огонька» - научить участников осмыслению жизни, коллективному анализу и, что немало важно, культуре общения. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы - основная задача ведущего «огонька». Благоприятная эмоциональная атмосфера-это осознание чувства доверия, доброжелательности, уважения, защищённости, здесь тебя

ждёт помощь, а не критика.

 

Художественное оформление «огонька» не должно быть в ярких тонах, обязательно наличие свечки,   лирического настроения, музыкальное - не громким.

 

 

 

Для всех «огоньков» существуют одинаковые требования:

 

§        все участники «огонька» садятся в круг, чтобы все могли видеть друг друга, сидящий за кругом не имеет право говорить;

§        говорят не громко, чтоб не разрушать созданную атмосферу;

§        говорить имеют право все желающие, но с условием не перебивать говорящего, выступать только после того, как предыдущий выступающий закончил свою речь;

§        никто не может никого заставить говорить, сохраняется принцип добровольности;

§        чтобы ни говорилось должно быть правдой, а речь выступающего коротка и содержательна;

§        если во время «огонька» свеча погасла, то её зажигает тот, кто зажёг её в первый раз;

§        никто не имеет права выступать в роли критика и судьи, строго соблюдается принцип взаимоподдержки, взаимопомощи, уважения и равенства;

§        если необходимо выйти, обойди за кругом, пересекать круг нельзя;

§        все, что было сказано на «огоньке», не может быть вынесено за пределы «огонька», принцип здесь и сейчас, ко всему, что сказано участниками на «огоньке», следует относиться со вниманием и осторожностью, не каждая информация может стать темой для праздных бесед.

 

 

 

«Огонек» знакомств.

 

С помощью этого «огонька» есть возможность создать положительный настрой на первые дни смены. Цель первого «огонька»: сформировать у каждого участника смены  первое представление об отряде и о себе в этом отряде. В итоге участник должен прийти к тому, что его отряд - самый лучший, и сам участник может многое предложить отряду.

 

 

К этому «огоньку» необходима предварительная подготовка:

 

- выбирается   место,   оформление его,   производится   под  музыкальное сопровождения «огонька»;

- обговаривается с напарником форма проведения, разделение обязанностей;

- заранее разучиваются с детьми несколько лирических песен, которые могли бы использоваться на «огоньке»;

- готовится необходимый реквизит для проведения мероприятия;

- инструкторами составляются рассказы о себе.

 

 

Предлагается несколько форм проведения «огонька» знакомств:

 

1.  «Давай знакомиться» - каждый участник по кругу рассказывает о себе, что считает нужным, например: имя, откуда приехал, любимые увлечения, черты характера;

 

2.  «Звездопад» - вокруг свечи разложены звездочки, на которых с обратной стороны написаны вопросы, ответы на которые вы желаете получить.  По очереди участники берут понравившуюся звезду и отвечают на поставленный вопрос, высказать свою точку зрения на данный вопрос, опровергнуть высказывания.

 

3. «Подарок»   - рассказывает о себе тот, у кого в руках находится определённый обозначенный предмет, но передавать его можно не строго по кругу, а любому понравившемуся человеку. В данной форме инструктор может увидеть возникшие в отряде симпатии, но в тоже время следить, чтобы поучаствовали асе ребята.

 

4. «Мой хозяин» - каждый участник по очереди рассказывает о себе от лица своей любимой вещи (одежда, игрушка, предмет и т.д.).

 

 

 

Схема проведения «огонька»:

 

- настрой участников;

- общая песня;

- вступительное слово вожатого, знакомство с традициями «огонька»;

- выступление детей, на первом «огоньке» должен высказаться каждый ребёнок;

- заключительное слово инструкторов: хорошие слова с выражением надежды на дружное проведение смены, на образование замечательного отряда;

- подарок от инструкторов;

- заключительная песня.

 

 

 

На «огоньке» инструктор должен

 

- сам готовить и проводить «огонек»;

- выбирать форму проведения, своим примером показывать правила поведения на «огоньке»;

- рассказывая о себе, корректировать рассказы детей, что хочет услышать от детей, то и сам говорит;

- контролировать время и темп «огонька»;

- следить за настроем   и вниманием участников мероприятия;

- при необходимости задавать участнику вопросы, наталкивая на нужную тему, помогая разговориться;

- добавляет рассказ напарника о себе.

 

 

 

 

Тематический «огонек»

 

В тематических «огоньках» разговор ведётся на определённую тему. Она может быть философской, публицистической, о межличностных отношениях и т.д., главное условие – инструктор должен быть силён в выбранной тематике разговора. Предметом обсуждений может стать известный всем фильм, книга событие любого масштаба (мировое, внутригосударственное, внутри лагерное отрядное), может включать прослушивание музыки и чтение стихов и т.д.

 

Тематический «огонёк» может начаться с чтения какого-либо рассказа или отрывка, а затем последовать обсуждение услышанного с приведением примеров из личного опыта. Иногда тема вообще не выбирается, разговор течет в любых направлениях на любые возникшие темы, слово за слово.

 

Подготовкой тематического «огонька» может заниматься творческая группа из числа участников смены, тематика разговора также выбирается ими. Такие «огоньки» имеют дискуссионную форму. Каждый желающий может поддержать и подтвердить услышанное примерами из личного опыта. Особое внимание инструктор должен обратить на эмоциональное состояние участников «огонька», не перегружать психику детей.

 

 

 

 

Конфликтный «огонёк»

 

«Огонёк» такого характера проводится раз в смену при возникновении проблемной ситуации внутри отряда или лагеря. Инструктор должен быть достаточно психологически зрелым, чтобы начать такой разговор и не усугубил конфликтную ситуацию в отряде. «Огонёк» должен возникнуть естественно, без надуманности ситуаций и тем.

 

С   самого   начала   проходит   настрой   участников   на   открытый доверительный лад разговора, разговор взрослых, сознательных лиц. Рекомендуется избегать разборов поведения отдельных личностей отряда, такие разговоры ведутся наедине с участником. Не должно быть никакой критики ни в чей адрес, только уважение и осознание индивидуальности каждого участника, только конструктивные высказывания без субъективной оценки. Здесь может высказаться каждый, работает принцип «свободного микрофона». Больше даётся говорить детям, инструктор почти молчит. Должен быть достаточный запас времени, чтобы довести дело до конца и не оставлять вопрос открытым. Обязательно расставляются все точки, определяется курс дальнейшего развития отряда, межличностных отношений, заканчивается разговор добрыми, оптимистическими словами.

 

 

 

 

Прощальный «огонёк»

 

Прощальный «огонёк» проводится исключительно инструкторами.

 

На этом последнем отрядном «огоньке» должно быть:

- деловитый тон - проводится анализ пройденного пути, небольшого отрезка жизни каждого, оптимизм, минимальное количество грусти и слёз;

- высказывания о каждом члене отряда, пожелания в его адрес;

- вожатые обязательно должны сказать «спасибо» участникам смены, провести вручение сувениров на память;

- достаточно времени для  оценки пройденного этапа и прощального слова каждого участника смены.

 

 

Формы проведения прощальных «огоньков» различны:

 

1.  «Расскажи мне обо мне». Каждый участник по мере наступления его очереди просит двух человек высказать их мнение о себе.

 

2.  «Кинолента». «Просматривая» киноленту пройденного этапа, каждый рассказывает о самых важных, самых запомнившихся, самых значимых моментах.

 

3.  «Паутинка». Для этого понадобится катушка любых ниток.  Начинает говорить тот, у кого в руках находятся нитки. Выступающий говорит «спасибо» из присутствующих на «огоньке», кому считает нужным. Во время своего монолога он наматывает нитку на свои палец, затем, не отрывая нитки, передает  катушку тому, о ком говорил. Таким образом, внутри круга получается своеобразная паутинка. В конце «огонька», когда выскажутся все участники, по команде вожатого каждый тянет нитки на себя, в результате чего они должны разорваться. Получившийся отрезок оборачивается вокруг запястья и при  завязывании узелка, загадывается желание.

 

4.  «Последние слова». При проведении в этой форме каждый имеет возможность сказать  то, что осталось не высказанным за смену.

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz